Портфолио - это папка или портфель (от английского слова portfoliо), которая включает в себя подборку ваших собственных работ и демонстрирует ваш профессиональный уровень.
Портфолио, по желанию, может сделать себе любой специалист и включить в свое резюме ссылку на портфолио и наличие хорошего портфолио, которое демонстрирует потенциальному работодателю ваш профессионализм, только увеличит ваши шансы на трудоустройство.
Но есть профессии, где портфолио необходимо и его наличие даже может являться обязательным требованием при отборе кандидатов. Например: дизайнеры, парикмахеры, строители, программисты, архитекторы, художники и другие
Что может включать в себя портфолио
1. Ваше фото
2. Контактные данные, ссылки на соцсети, блог
3. Дипломы, сертификаты
4. Участие и победы в конкурсах, грамоты, благодарности, отзывы, рекомендации
5. Резюме. Ссылку на свое резюме или кратко описать места работы
6. Ваше присутствие в медиапространстве: ссылки на публикации, комментарии, интервью, видео. Так же можно разместить свое фото, где вы выступаете перед публикой, где вас награждают, ваше совместное фото с лидерами мнений (селебрити) вашей профессиональной сферы.
7. Всё то, что демонстрирует ваш профессиональный уровень. Например: фотографии, графика, кейсы, проекты, презентации, графики, отчеты, разработанные документы.
Задачи у портфолио могут быть разные и следовательно, нужно будет по-разному презентовать себя и свои работы, в зависимости от того, кто будет смотреть ваше портфолио: потенциальный работодатель, потенциальный клиент (компания или предприниматель), партнер, преподаватели и что он ожидает там увидеть. Что ему будет интересно и важно о вас узнать.
Например, задачей портфолио может быть не только поиск работы, но поиск партнера для новых проектов, поиск новых заказчиков, поступление в учебное заведение и другие задачи.
Шаг 2. Выберите то, что вы будете показывать в портфолио под выбранную задачу.
Например, если вы отправляете портфолио работодателю, претендуя на вакансию производителя работ по внутренней отделке помещений, а в портфолио у вас будут проекты и фотографии ваших работ по ландшафтному дизайну, то работодателю это не будет интересно.
Логично создать отдельное портфолио, где вы покажите свои работы по внутренней отделке помещений.
Покажите в портфолио свои разные работы, которые раскроют ваш профессиональный уровень.
Например, в примере с производителем работ по внутренней отделке помещений.
Лучше описать работы и показать фото разных видов работ, которые вы выполняли, например: работы по стяжке пола, работы по сухой стяжке пола, укладка плитки, отделка декоративным облицовочным камнем, а так же можно включить и самый интересный на ваш взгляд проект по ландшафтному дизайну.
Ваше портфолио должно показывать вас как эксперта.
Шаг 3. Определитесь с проектами
Выпишите все свои проекты, которые можно потенциально включить в портфолио под определенную задачу.
Из них выберете 5-10 самых сильных работ (проектов), которые полностью раскрывают ваш профессионализм. Не нужно включать все проекты, так как вряд ли работодатель будет просматривать все работы, а самые важные могут быть упущены из виду, затерявшись в информационном шуме незначительных проектов.
Шаг 4. Продемонстрируйте свои работы и проекты.
Покажите ваш профессиональный уровень, используя те инструменты, которые больше подходят под ваши задачи: фотографии, графику, кейсы, проекты, презентации, графики, отчеты, разработанные документы.
Как можно описать проект
Как можно описать кейс
> Название компании или кейса
> Задача, цель
> Что было сделано
> Какой результат работы
Пример:
Кейс «Вывод продукта на российский рынок, захват доли рынка».
Ситуация: Отсутствие на рынке России товара ХХХ.
Задача: Вывести продукт на российский рынок, захватить долю рынка.
Решение: 1. Провел анализ рынка, стратегии конкурентов, определил продуктовые преимущества.
2. Разработал стратегию на Y лет по выводу продукта на Российский рынок.
3. Заключил контракты с новыми партнерами.
4. Реализовал новое ценообразование, отвечающее потребностям российского рынка.
5. Разработал и реализовал рекламную стратегию по продвижению товара на российском рынке.
Результат: Успешный вывод продукта на российский рынок. Достигнута рыночная доля в 10% от российского рынка. Создана необходимая инфраструктура для дальнейшего развития бизнеса.
Важно: Удалите из портфолио всю коммерческую конфиденциальную информацию.
Если есть конфиденциальная коммерческая информация, то графики и отчеты, например, можно показывать без цифр и не указывать название компании.
Замените название компании презентацией компании. Пример:
Вместо: ООО «Строй»
Напишите: Крупный строительный холдинг
Шаг 5. Выберите формат оформления портфолио
Примерные варианты:
> PDF-файл. Самое простое – оформить портфолио в виде презентации, используя PowerPoint или использовать редактор, например, Canva.
> Сайт, лендинг или промостраница. Можно создать сайт с портфолио в одном из конструкторов, используя бесплатный тариф, например: Tilda, Word Press, Google Sites и другие
> Видеопрезентация
Шаг 6. Продумайте структуру портфолио
> Решите, что кроме своих работ и проектов вы включите в портфолио: ваше фото, контактные данные, ссылки на соцсети, блог, дипломы, сертификаты и прочее.
> Из каких разделов будет состоять портфолио
> В каком порядке будут располагаться блоки и в каком порядке буду представлены ваши проекты и работы.
Важно: Не переборщите с украшательством, дизайн не должен отвлекать внимание от ваших работ.
Используйте сдержанный фон и простую композицию.
Шаг 7. Проверьте текст
Ошибки в тексте могут повлиять на общее впечатление от вашего портфолио
Шаг 8. Покажите свое портфолио
Добавьте ссылку на свое портфолио в своем резюме, в своих соцсетях и на фриланс-биржах.
Для этого: . Подпишитесь на полезный телеграм-канал о поиске работы и развитии карьеры. . Задайте свой вопрос в лс Телеграм @knyazevaspb. . В течение 7-ми дней получите ответ.
В своем телеграмм-канале я отвечаю на вопросы подписчиков. Готова помочь в решении локальных карьерных вопросов, не требующих глубокой проработки ситуации, совершенно бесплатно.