Данное руководство подойдет для тех, кто находится в поисках работы и для тех, кто твердо решил найти новое место работы с более высокой заработной платой или должностью.
Каждый из нас мечтает хорошо зарабатывать, реализовать себя в той или иной профессии, построить успешную карьеру.
После того как вы оценили свои ресурсы, проанализировали свой опыт и компетенции, сделали анализ рынка труда и заработных плат, определили цель поиска работы, пришло время, выходить на рынок труда.
Как правило, выход на рынок труда начинается с составления резюме, так как именно через резюме работодатель узнает о вас, ваших навыках и профессиональном опыте.
Резюме - это краткое изложение наиболее важных для работодателя фактов вашей трудовой деятельности, навыков, образования и фактов вашей биографии.
Цель резюме - произвести хорошее впечатление и получить максимально высокие шансы для приглашения на собеседование.
Резюме - это ваша самореклама. Оно формирует первое впечатление о вас.
Для начала, покажу вам воронку подбора кандидатов:
· В среднем на 1 вакансию приходит 250 - 350 резюме.
Работодатель не всегда просматривает все резюме, чаще всего, в первой партии, он просматривает примерно 100 резюме, из которых отбирает, кого пригласит на собеседование и только если из этих 100 он не выберет нужное количество кандидатов для собеседования (5-15 чел), он просмотрит следующие 50 – 100 резюме.
· Из 100 резюме, при первичном отборе резюме, рекрутер отбирает примерно 25 резюме (75 резюме отклоняются).
· Из 25 отобранных резюме, после повторного, детального изучения резюме и возможно, телефонного интервью, только 10-15 соискателей приглашают на собеседование.
· Из 10-15 соискателей, которые прошли собеседование, только 1-3 кандидата приглашают на финальное интервью.
· И если вакансия одна, то только 1 соискатель получает джоб-оффер (предложение о работе).
Как мы можем видеть, из 100 резюме, только 10-15 человек приглашают на собеседование, 75 резюме отклоняются, а остальные 150 – 250 резюме так и останутся не просмотренными.
Из 100 кандидатов, которые откликнулись на вакансию и прислали свое резюме, только 10-15 пригласят на собеседование
На первичный отбор резюме опытный рекрутер, в среднем, тратит 10-15 секунд, а иногда и 3-5 секунд.
Многие кандидаты, как специалисты, так и топ и мидл менеджеры совершают одну большую ошибку – составляют общее резюме, описывают весь свой опыт, включая тот опыт и компетенции, которые не относятся к желаемой должности, перечисляют все места работы, начиная в первого или про опыт старше 10 лет.
Таким образом, резюме получается общее - под все вакансии, а такое резюме плохо работает на вас или не работает вовсе.
При первичном отборе резюме, работодатель вряд ли будет читать целиком резюме на пяти и более страницах.
В лучшем случае, ваше резюме заинтересует сразу с первой, второй страницы и вас пригласят на собеседование. В противном случае, что случается чаще всего – резюме не станут читать полностью и может быть упущена важная для работодателя информация о вашем опыте и компетенциях. Или наоборот, резюме прочитают полностью, но из-за того, что резюме перенасыщено информацией, может быть упущено из виду важное.
Рекрутер, на первичный отбор тратит несколько секунд, он буквально, выхватывает глазами то, что ему важно для того, что бы приять решение о приглашении вас на собеседование и уже более подробно ознакомиться с вашим опытом.
А если в резюме будет написано про все, с чем вы работали, и чем занимались, то может быть упущено самое главное – самое главное для этого конкретного работодателя. И, следовательно, вас могут не пригласить на собеседование.
Задача резюме не рассказать про весь свой опыт, о нем вы расскажите на собеседовании.
Задача резюме – за несколько секунд заинтересовать работодателя так, чтобы он пригласил на собеседование.
Для этой задачи нужно сделать целевое резюме (таргетированное резюме). Целевое резюме, составляется под определенную позицию, должность или даже под определенную вакансию.
Целевое резюме
Целевое резюме — это краткое изложение наиболее важных для работодателя (для конкретного работодателя) фактов вашей трудовой деятельности, навыков, образования и компетенций.
Целевое резюме может быть составлено под профессию, под должность или под конкретную вакансию.
Работодателя в резюме в первую очередь интересует только то, что относится к данной, конкретной вакансии и к задачам, с которыми нужно будет работать. Он хочет понять, справится ли кандидат с поставленными задачами.
А значит, его интересует, есть ли у кандидата опыт работы с этими задачами и результаты его работы с такими задачами.
То есть, его интересует опыт кандидата, результаты его работы, знания, компетенции и все что релевантно позиции / вакансии.
Хорошее резюме — это пропуск на собеседование.
Задача целевого резюме — сделать так, чтобы работодатель за несколько секунд принял решение пригласить вас на собеседование.
Теперь обо всем по порядку….
Структура целевого резюме
1. Контактная информация: ФИО, город, email, телефон, фото.
2. Точное название вакансии, на которую вы претендуете.
3. Саммари – краткая самопрезентация
4. Профессиональные компетенции (5-10).
5. Профессиональный опыт (опыт работы, развитие карьеры).
6. Образование и сертификаты (основное и дополнительное).
7. Дополнительная информация / Обо мне
Объем резюме - не более 2 страниц.
БЛОК 1. КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Ø ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕТСВО
Иванов Иван Иванович или Имя Фамилия
Вы можете указать полное имя: имя, отчество и фамилию, так же вы можете указать только имя и фамилию.
Откликаясь на некоторые вакансии, будет лучше указать полное имя (ФИО), а в некоторых случаях, только имя и фамилию.
Это зависит от статуса и должности, от корпоративной культуры.
Например, в IT-компанию (в большинстве ИТ-компаний принято обращаться друг к другу только по имени и на «ты») и кандидат с отчеством в резюме может показаться им не современным и прибавить возраста.
Ø АДРЕС (ГОРОД)
Указывать или не указывать в резюме домашний адрес?
В каких случаях указывать домашний адрес.
Если для вас важно, чтобы работа была рядом с домом.
В этом случае, достаточно указать город и ближайшую к вашему дому станцию метро или если метро в вашем городе нет, то город и улицу, на которой находится ваш дом.
Пример 1: Москва, ст.м. Водный стадион
Пример 2: г.Тула, ул. Ватутина
В каких случаях не стоит указывать домашний адрес.
Если для вас главное - карьера и интересные перспективные предложения.
В этом случае, указываем только город.
Почему?
Потому что, когда в резюме указан адрес: станция метро или улица, то работодатель начинает думать за вас.
Работодатель может предположить, что вам неудобно или далеко будет добираться до работы, что со временем, вы устанете ездить и найдете работу ближе к дому. И решит, что будет в первую очередь, выбирать соискателей, которые живут ближе к месту работы.
Таким образом, указав свой адрес в резюме, вы можете лишиться интересных и перспективных предложений.
Ø АДРЕС ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ (email)
Плохой пример:
Иванов Иван Иванович
Ivanich777@mail.ru Москва +7 921 900 00 00
Коммерческий директор
В данном отрывке резюме адрес электронной почты звучит следующим образом: «Иваныч777@mail.ru»
Согласитесь, это нелепо!
Адрес электронной почты может испортить карьеру !
Неудачный Email для поиска работы:
sladkij-macho@mail.ru
chocolatka@list.ru
dima777@mail.ru
Удачный Email для поиска работы
ivanov.petr@mail.ru
petrova.elena@
D.stepanov@
В имени пользователя (часть адреса до @), лучше писать фамилию и имя или инициалы.
Согласитесь, что «D.stepanov@» звучит лучше, чем «dima777@mail.ru»
Ø КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН
· Указывайте номер мобильного телефона, по которому работодатель без труда сможет до вас дозвониться или отправить сообщение в мессенджере.
· Указывайте полный номер телефона (с префиксом).
Пример: +7 (921) 910-00-00
Ø МЕССЕНДЖЕРЫ
Сейчас многие работодатели связываются с кандидатами через мессенджеры, чтобы договориться о телефонном звонке, провести первичное интервью или пригласить на собеседование. Мессенджеры позволяют напомнить кандидату о вакансии, задать уточняющие вопросы и при этом не беспокоить кандидатов звонками в неподходящее время. Укажите резюме мессенджеры, где работодатель может оставить Вам сообщение. В настоящее время больше используются мессенджеры WhatsApp (WA) и Телеграм (ТГ).
Ø ССЫЛКА НА ПРОФИЛЬ С СОЦСЕТИ
Более 70% работодателей просматривают профиль кандидатов в социальных сетях перед тем как сделать предложение о работе или даже пригласить на собеседование.
Есть деловые соцсети (Linkedin, TenChat, Профессионалы и прочие) и развлекательные соцсети (ВКонтакте, Одноклассники и прочие).
В деловых соцсетях люди общаются по делу. Завязывают деловые знакомства, предлагают свои услуги, ищут работу, ищут кандидатов или будущих сотрудников, хантят крутых специалистов и выходят на ЛПР (лиц принимающих решение) в интересующих компаниях. Одним словом – всё по делу.
В деловых соцсетях можно узнать об образовании, опыте работы, рекомендациях, комьюнити, подтвержденных навыков кандидата, в общем информацию как о специалисте, эксперте, профессионале.
Если у вас есть профиль в деловой соцсети, то опубликуйте ссылку в резюме.
Если профиля в деловой сети у вас нет, а есть только в развлекательных: ВКонтакте, Одноклассники и прочие и вы ведете экспертный профиль, то так же можно оставить ссылку на этот профиль в своем резюме. Хороший экспертный профиль только вызовет больше доверия работодателя к вашей кандидатуре.
Если профиль для личного пользования, то лучше закрыть доступ к профилю и не указывать ссылку на соцсеть в резюме.
В этом случае, скорее всего, работодатель самостоятельно будет искать вас в соцсетях и большая вероятность, что найдет, даже если вы под другим именем и фамилией и с другой датой рождения. Поэтому, лучше или дать ссылку на профиль, который понравится работодателю или закрыть доступ к своему профилю во всех соцсетях и не указывать ссылку в резюме.
Ø ФОТОГРАФИЯ В РЕЗЮМЕ
Размещать или не размещать фото в резюме – это по вашему желанию. Но, по статистике портала hh.ru на 60% больше просматриваются резюме с фото.
Поэтому, если вы хотите, чтобы ваше резюме работодатели просматривали чаще, то разместите свое фото в резюме.
Для некоторых вакансий просто необходимо размещать свою фотографию, так как некоторые профессии подразумевают, что сотрудник, занимаемый эту должность, будет встречаться и общаться с клиентами, партнерами и другими людьми по служебной необходимости, и ему необходимо иметь презентабельную или приятную внешность. В этом случае, работодатель может даже не просматривать на такие вакансии резюме без фото.
Например: менеджер по работе с клиентами, менеджер отеля, секретарь, личный помощник, коммерческий директор и прочие.
Мне присылали резюме с фотографией, которая не соответствовала цели резюме.
Цель – получить приглашение на собеседование и впоследствии приглашение на работу.
По фото можно оценить не только внешний вид кандидата: опрятность, приятную внешность, уровень энергии. Неправильное фото может говорить работодателю или о глупости, или о личностно незрелом кандидате, который не видит разницы между деловым общением и общением в развлекательных соцсетях.
Многие кандидаты удивляли своим фото. Попадались резюме, где кандидат с голым торсом, на рыбалки с рыбой в руках, с кем то в обнимку и этот кто-то хоть и отрезан, но часть его тела осталась в кадре, два человека на фото и кто из них кандидат не понятно, фото с пейзажем, на котором нужно было заметить маленький силуэт человека свисающего с горы, фото с застолья с бокалом горячительного напитка, фото в шлеме и многие другие неуместные фото.
Если работодателя заинтересовало ваше резюме, то неуместное фото в резюме может сыграть не в вашу пользу
Требования к фотографии в резюме
Фотография в резюме не является обязательным, но если вы все-таки решили включить фото в резюме, то соблюдайте следующие правила:
· Фотография должна иметь актуальную дату съемки (должна быть сделана не более 3-5 лет назад);
· Портретное фото, на фото должно быть только ваше лицо, взгляд на камеру.
· Живое и доброжелательное выражение лица (паспортное фото «покер-фэйс» не лучший вариант для резюме).
· Мужчинам на фото лучше быть в деловом костюме, женщинам так же: деловой или нейтральный стиль одежды
· Фон – нейтральный: оттенки серого, бежевого.
В резюме, фото всем своим содержанием должно говорить о настрое на рабочий лад!